ЛНР, г. Луганск, ул. Рислянда, 10
Телефон: +7959133 17 94 Email:lug2023pmpk@mail.ru

ТИПОЛОГИИ РОДИТЕЛЬСКИХ ПОЗИЦИЙ ПРИ ВОСПИТАНИИ РЕБЕНКА С ОВЗ

Отношение родителей к нарушенному развитию своих детей, к их ограниченным возможностям может быть разным и достаточно неоднозначным.  

В родительской позиции выделяют две важные переменные: эмоциональное принятие и контроль. Их сочетание формирует поведение родителей и ребенка при взаимодействии.

Доктор психологических наук Синягина Н.Ю. выделяет две группы родителей, которые в процессе воспитания осознанно или неосознанно создают определенные условия развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

  К первой группе, благоприятно воздействующей на развитие детей, относятся:

- понимающие родители, хорошо знающие своего ребенка, реально оценивающие его возможности, адекватно реагирующие на разные ситуации;

- покровительствующие родители, реально оценивающие возможности ребенка, реагирующие на его запросы и потребности, но в общении с ним занимающие позицию старшего. Они не принимают диалога, считают свою точку зрения единственно правильной;

- безразличные родители, часто не знающие возможностей ребенка, но заботящиеся о внешних результатах: их дети хорошо одеты, ухожены и научены поведению, принятому в обществе;

      Ко второй группе относятся родители, которые создают неблагоприятные условия развития своих детей:

- подавляющие родители, эмоционально отвергающие ребенка. Все запрещают и приказывают. Они уверены, что хорошо знают своего ребенка, но не могут предсказать его поведение в разных ситуациях;

- тревожные родители, в реальности, неплохо знающие своих детей, сенситивные по отношению к ним, но не уверенные в правильности своего поведения, и поэтому порой жестоки к ребенку;

- отстраненные родители, крайне жесткие, они не готовы к диалогу. Их ожидания и требования к ребенку завышены;

- отвергающие родители, мало знающие особенности своего ребенка по причине отстраненности и не желания вникать в его проблемы, уделять внимание, замечать изменения. Они не знают, что чувствует и переживает их ребенок.

 Согласно данным характеристикам у родителей, воспитывающих детей с нарушенным развитием либо сформирована, либо не сформирована зрелая родительская позиция, позволяющая активно действовать по изменению ситуации развития и социализации своего ребенка.

Как правило, наблюдение за поведением и реакциями родителя (законного представителя) с позицией «сопротивления» позволяет отнести его к одному из типов, что также определяет соответствующую тактику взаимодействия.

Авторитарный тип. Это группа родителей характеризуется активной жизненной позицией, руководствуются своими собственными убеждениями. Авторитарные родители имеют две категории: первые, узнав о дефекте ребенка, могут от него отказаться, оставив в роддоме. Вторая категория проявляет стойкое желание найти выход из сложившейся ситуации. Стараются вытеснить негативные переживания о ребенке, им так легче прилагать усилия по поиску лучшего врача, лучшего метода лечения, лучшего педагога, усилия направлены на поиск чуда. Это те люди, которые создают родительские ассоциации, поддерживают контакты за рубежом. Отрицательные свойства данной категории родителей в том, что они не умеют сдерживать свой гнев и раздражение, импульсивны, противопоставляют себя социальной среде обществу, педагогам, родственникам. Их девиз «Пусть общество приспосабливается к нашим детям». В отношении с ребенком они также жестки, холодны и отстранены от конкретных детских проблем. Они наказывают ребенка, подавляя его личность. Авторитарные родители не оценивают возможности ребенка реально, выдвигают к нему неадекватные требования. Поэтому у них формируется неправильное понимание возможного пути развития ребенка, а всему причиной настойчивое стремление ориентироваться на свои личностные жизненные установки.

Родителям этого типа нужно помочь справиться со своими чувствами, помочь осознать способы получения помощи в решении проблем ребенка, помочь осознать необходимость создания внутрисемейных условий для гармоничного развития ребенка. В этом случае хорошо работает прием «вежливого противоречия» (в корректной форме акцентируется внимание родителя на противоречиях в их восприятии ребенка и реальных возможностях).

Невротический тип.  Этому типу свойственна пассивная личностная позиция: «Уж что есть, то есть. Ничего не переделаешь». У таких родителей не формируется способность к принятию проблемы ребенка и не развивается стремление к ее преодолению. Происходит фиксация на безвыходности, их психологическое состояние ухудшается. Родители оправдывают свою бездеятельность в отношении развития ребенка отсутствием прямых указаний со стороны специалистов. Им непонятно что некоторые недостатки вторичны, возникают в результате их родительской, педагогической несостоятельности. Часть родителей ограждают ребенка от всех проблем, и ничего от него не ждут. Дети у таких детей часто непослушны, потому что нет определенной воспитательной цели. Невротичные родители непоследовательны в использовании способов поощрений и наказаний, нет требовательности. Межличностные связи приобретают симбиотический характер. В личности невротических родителей чаще доминируют истерические, тревожно-мнительные черты и депрессивные черты. Это проявляется в избегании трудных жизненных ситуаций, могут скрывать дефекты ребенка. Также другая часть родителей гиперболизирует проблемы своего ребенка. Считают жизнь не сложившейся, несчастливой, загубленной. Будущее ребенка рисуется ими как бесперспективное и малоинтересное.

Работая с родителями этого типа, в первую очередь, необходимо стимулировать их усилия на оказание помощи ребенку, формировать педагогическую компетентность, ориентировать на конструктивное взаимодействие с детьми. Такие родители в большей степени требуют эмоциональной поддержки и эмпатии.

Психосоматический тип. Это самая многочисленная категория родителей. Черты могут быть похожи как на родителей авторитарного так и на родителей невротического типа, но аффективное реагирование на стресс не выносится во внешний план. В поведении проявляется нормативность, замкнутость. Проблема ребенка скрытая от посторонних взглядов переживается ими изнутри. Это часто оказывается причиной нарушений, возникающих в психосоматической сфере. Для этих родителей характерно стремление «положить собственное здоровье на алтарь жизни своего ребенка». Такие родители работают со своими детьми, максимально напрягая и изнуряя себя. Они практически не отдыхают и не жалуются на усталость. Им свойственно пожалеть ребенка, найти лучших специалистов. Чаще всего они сами становятся таковыми для своего ребенка, они участвуют в жизни детских учреждений, повышают свой образовательный уровень, меняют профессию, приобретают дефектологическое образование, а после помогают не только своим детям, но чужим.

Таким родителям нужно помочь рекомендациями, направленными на развитие у них способности ко внешнему отреагированию стресса, ослаблению чувства вины.

 

Статья подготовлена консультантом – практическим психологом

(по вопросам интеллектуального развития) ГУ ЛНР РПМПК Чернявской Е.А.