ЛНР, г. Луганск, ул. Рислянда, 10
Телефон: +7959133 17 94 Email:lug2023pmpk@mail.ru

Требования к речи первоклассника

 

       Поступление в школу очень значимое событие в жизни каждого ребёнка. Начинает меняться его привычный образ жизни, ребенок попадает в новый неизведанный ранее мир. Дошкольник становится школьником.

     Адаптация к школьным условиям - довольно сложный период в жизни дошкольника. Одной из причин школьной дезадаптации может стать недостаточная речевая готовность к обучению в школе.

      Для успешного овладения чтением и письмом у детей должны быть сформированы следующие компоненты речи:

1. Умение слушать и слышать других.

2. Звуковая сторона речи:

  • правильно произносить все звуки речи;
  • четко и внятно произносить слова и фразы со сложной звуковой и слоговой наполняемостью (Сковорода, аквариум, экскаватор. Регулировщик регулирует движение. Автомобилист чинит автомобиль);
  • говорить громко или тихо, или даже шепотом, в зависимости от ситуации;
  • изменять темп речи с учетом содержания высказывания.

3. Функции языкового анализа:

  • делить предложения на слова;
  • делить слова на слоги;
  • уметь выделять все звуки в словах; определять позицию звука в слове (начало, середина, конец);
  • определять количество и последовательность звуков в слове, место звука в слове по отношению к другим звукам.

 4. Лексическая сторона речи (Словарный запас):

  • точно подбирать слова;
  • ясно выражать свои мысли, связывая различные факты в единое целое;
  • дифференцировать обозначения предметов («автомобиль легковой и грузовой, а не просто «автомобиль», «обувь зимняя и летняя»);
  • употреблять сложные слова: длинноногий, водопад, самокат, пылесос;
  • пользоваться эпитетами: Весна - дождливая, нарядная, непостоянная, роскошная, цветущая, поющая, волшебная, праздничная, прекрасная;
  • подбирать метафоры: Снег - белое одеяло. Солнце – золотой шар;
  • использовать слова и фразы с переносным значением: Шепчет листва, ударил мороз, плачет дождь, море народу;
  • подбирать синонимы:храбрый-смелый-отважный.

5. Грамматическая сторона речи:

а) Навыки словоизменения

  • изменять существительные по падежам и числам: Санки, на санках;
  • употреблять различные предлоги: На, с, под, из-за, из-под, между и т.д;
  • согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе, падеже:Голубое полотенце, красный помидор;
  • согласовывать существительные с числительными: Один карандаш, два карандаша, пять карандашей;
  • правильно употреблять глаголы:Бегу, бежишь, бежит, бежим, бегите и т.д; 

б) Навыки словообразования

  • образовывать слова с помощью уменьшительно-ласкательных и увеличительных суффиксов: Глаза-глазки-глазищи;
  • образовывать глаголы с помощью приставок: Шёл-вышел-обошёл- подошёл;
  • образовывать название детенышей животных;
  • образовывать относительные и притяжательные прилагательные от существительных: Малина-малиновое, лиса-лисья;

6. Речевая коммуникация:

  • должен быть достаточно активен в общении,
  • уметь слушать и понимать речь,
  • строить общение с учетом ситуации,
  • легко входить в контакт с детьми и взрослыми,
  • ясно и последовательно выражать свои мысли,
  • пользоваться формами речевого этикета.

7. Связная речь:

  • должен последовательно, точно пересказывать содержание сказки, рассказа; · правильно описывать окружающие предметы, некоторые явления окружающей действительности;
  • составлять рассказы по картинкам, по серии сюжетных картинок.

     Таким образом, хорошо развитая речь первоклассника служит средством успешного обучения в школе. Основная задача взрослых — обратить внимание на различные нарушения устной речи ребенка, чтобы вовремя начать логопедическую работу с ним, предотвратить трудности общения в коллективе и неуспеваемость в общеобразовательной школе.

     Чем раньше будет начата коррекция, тем лучше ее результат!

 

Материал подготовлен учителем-логопедом

ГБУ ЛНР «РПМПК» Хлабыстиной Г.С.