Рекомендации для учителей при инклюзивном обучении детей
с нарушением слуха
- Соберите как можно больше информации о нарушении учащегося и постарайтесь получить чёткое представление о возможностях и ограничениях, связанных с нарушением.
- Заранее расскажите остальным учащимся в классе, с чем им нужно считаться при общении с учащимся с ОВЗ по слуху. Затем учащийся и сам может ответить на вопросы одноклассников.
- Необходимо поставить в известность учащихся школы, родителей о стоимости имплантов (слуховых аппаратов, процессора КИ) у учащегося с нарушенным слухом.
- Постоянно помните о том, что слабослышащий учащийся вынужден всегда сильно концентрировать свое внимание. Он не может на некоторое время отвлечься, иначе потеряет нить урока. Это очень утомительно.
- Чтение с губ требует дополнительных усилий, так как слабослышащий учащийся должен не только воспринять учебный материал, но и правильно понять речь как таковую.
- Не забывайте, что слабослышащий многое слышит, но необязательно правильно понимает все услышанное.
- Старайтесь не давать слишком долгие устные объяснения, чередуйте их с письменными заданиями.
- Поощряйте вопросы.
- Делая важные сообщения и давая инструкции, смотрите на учащегося и говорите чуть медленнее. Более громкая речь в большинстве случаев не дает эффекта.
- Прежде чем перейти к новой теме, напишите на доске схему.
- Задания и домашнюю работу давайте в начале урока. Как можно больше пишите на доске. В конце урока устные задания затеряются для слабослышащего учащегося среди шуршащих тетрадей, двигаемых стульев и собираемых портфелей.
- При возможности заранее раздайте слабослышащим учащимся конспекты по ознакомительным предметам. Если они их перепишут и прочтут, им проще будет воспринимать урок.
- Не просто спрашивайте: «Ты понял?», но и контролируйте, так ли это на самом деле.
- При повторении используйте другие слова. Это увеличит для ребенка с нарушением слуха возможность понимания.
- Следите за тем, чтобы слабослышащий учащийся давал правильный ответ на поставленный вопрос; ответы и сообщения, правильные по сути, но не являющиеся ответами на поставленный вопрос, не должны вас удовлетворять.
- Повторяйте для интегрируемого учащегося вопросы одноклассников. Не просто говорите, что что-то неверно, а объясняйте, почему. По возможности рассказывайте слабослышащему учащемуся о его контрольных работах и вместе с ним исправляйте ошибки.
- Учащийся может рассчитывать на помощь одноклассников, поэтому давайте ему возможность оборачиваться в классе, чтобы видеть говорящего или чтобы обратиться за помощью.
- Сопровождайте некоторые объяснения жестами.
- Привлеките внимание слабослышащего учащегося, прежде чем начнете говорить. Иначе он упустит часть сказанного. Договоритесь с ним об определенных сигналах например, отвечающий поднимает руку; при смене темы вы записываете на доске ключевое слово и т.п.
- Оптимальное место для слабослышащего в классе 3 - 4 м сбоку от вас, у окна. Тогда ему не придется слишком много смотреть вверх, он видит освещенную часть вашего лица и не изолирован от других. Однако всегда обсуждайте с ребенком его место. Иногда выбор места определяется тем, на какое ухо он лучше слышит.
- Уроки в форме дискуссии практически недоступны восприятию слабослышащего учащегося. Разместите участников по кругу и следите за тем, чтобы они не говорили одновременно.
- Если есть возможность выбора кабинета, выберите что-нибудь спокойное, без постороннего внешнего шума.
- Не смейтесь над слабослышащим учащимся, если он отвечает невпопад. Но позже объясните ему комичность ситуации.
- Перед тем как заговорить со слабослышащим, выключите радио, телевизор или магнитофон.
- Никогда не обращайтесь к слабослышащему учащемуся со спины. Он может испугаться, не услышав вашего приближения.
Помощь при восприятии речи.
- Артикулируйте, но не преувеличенно.
- Говорите медленнее, чем обычно, но не слишком медленно, иначе нарушится темп речи, а интонация будет неестественной. Ритм и интонация как раз дают слабослышащим много информации.
- Учитывайте то, что некоторых людей труднее воспринимать визуально, например, говорящих невнятно, людей с усами и бородой и т. п.
- Не говорите с полным ртом.
- Использование диалекта вызывает дополнительные трудности.
- Старайтесь подолгу не стоять у окна, так как смотреть против света утомительно.
- Во время объяснения не пишите на доске.
- Старайтесь во время урока меньше ходить по классу.
- Писать и считывать с губ одновременно — невозможно. Следовательно, диктанты и задания под диктовку всегда будут вызывать проблемы. Найдите вместе с ассистентом решение: например, диктуйте слабослышащему учащемуся отдельно, тогда можно повторять каждое слово; сочетайте некоторые краткие слова с определенными жестами (и, в, так как...); на уроках иностранного языка заменяйте диктант переводом и т.п.
Внимание к слуховому аппарату
- Попросите у учащегося или его родителей разъяснений о функциях и правильной настройке слухового аппарата. У маленьких детей проверяйте, включен ли слуховой аппарат и нажата ли правильная кнопка.
- Научитесь менять батарейки.
- Напоминайте ребенку о гигиене и необходимости тщательного ухода за аппаратом.
- Иногда слуховой аппарат может издавать свистящие звуки. Это означает, что затычка плохо вставлена в ухо. Если звуки не прекращаются, значит, ушные затычки не подходят и должны быть заменены. Сообщите об этом родителям.
- Если слуховой аппарат полностью не работает, значит, сели батарейки, сломался шнур или засорились ушные затычки.