В основе кризиса лежит, как всегда, противоречие между возросшими возможностями ребенка и ограничениями этих возможностей со стороны взрослых. Ребенок исходит из позиции «Я уже могу», а взрослый накладывает ограничение: «нельзя» «Я могу бегать», но бегать нельзя – бабушка спит.
«Могу кричать» но кричать нельзя – «водителя отвлекаешь» и т.п.
Кризис трех лет
Впервые появляется установка на самостоятельность у ребенка. Симптомы этой самостоятельности далеко не всегда радуют родителей
Итак , какие же бывают симптомы:
Негативизм.
Ребенок хочет что-то сделать, ему не разрешают, но он все равно делает. Это форма обращения ко взрослому, а не к ситуации. Он может требовать того, в чем вовсе не заинтересован.
Упрямство.
Ребенок настаивает на чем-то, не потому что ему это сильно надо, а потому что он потребовал этого.
Строптивость.
Поведение, направленное против норм воспитания: «не буду здороваться» «не буду прощения просить» и т.п.
Своеволие.
Выраженная тенденция к самостоятельности.
Обесценивание.
Форма поведения, когда ребенок начинает игнорировать принятые в семье ценности: начинает ругаться матом, обижать младших и т.п.
Деспотизм.
Стремление руководить другими членами семьи, жестко
контролировать их. Например: запрещает матери выходить из дома, оставлять его одного и т.п.
Ревность.
Особенно ярко проявляется в семье с несколькими детьми. Жестокость по отношению к младшим сиблингам, настойчивое требование внимания к себе.
Статья подготовлена консультантом-учителем-дефектологом
ГУ ЛНР РПМПК Крохмаль В.Н.