ЛНР, г. Луганск, ул. Рислянда, 10
Телефон: +7959133 17 94 Email:lug2023pmpk@mail.ru

Выявление отклонений в развитии детей раннего возраста

 

Выявление отклонений в развитии детей раннего возраста

          Ранняя диагностика нарушений познавательной деятельности детей чрезвычайно сложна и в то же время крайне необходима. В настоящее время доказано, что, чем раньше начинается целенаправленная работа с ребенком, тем более полными и эффективными могут оказаться коррекция и компенсация нарушений, а в некоторых случаях возможно и предупреждение вторичных отклонений развития. Необходимость ранней диагностики определяется важнейшим свойством нервной системы ребенка — пластичностью, то есть нервная система молодого организма гибко реагирует на воздействие извне.

          Чаще всего родителей и взрослых, которые больше всего взаимодействуют с ребенком, настораживает то, что у ребенка либо отсутствует речь, либо она «не такая как должна быть». Также могут вызывать тревогу особенности поведения ребенка (может быть и специфическое поведение).

          Отсутствие речи или её задержка являются симптомами разных особенностей и нарушений в развитии. Однако стоит отметить, что о задержках или нарушении развития может свидетельствовать не только задержка речевого развития, но и другие особенности развития.

          В раннем возрасте происходит бурное развитие следующих психических сфер: общения, речевой, познавательной (восприятия, мышления), двигательной и эмоционально-волевой. При нарушениях и задержках эти сферы формируются несколько иначе, чем при условно нормативном развитии.

          Рассмотрим их поподробнее.

          У детей раннего возраста с психофизическими нарушениями овладевание ходьбой задерживается на длительный срок, иногда до конца раннего возраста. Кроме того, их движения, как правило, отличаются от движений детей с условно нормативным развитием. У них наблюдается неустойчивость, неуклюжесть походки, замедленность или импульсивность движений.

          У этих детей предметная деятельность не формируется своевременно. Некоторые из них не проявляют интереса к предметам, в том числе и к игрушкам. В одних случаях дети вообще не берут игрушки в руки, не манипулируют ими. У них нет не только ориентировки типа «Что с этим можно делать?», но и более простой ориентировки типа «Что это?». В других случаях у детей третьего года жизни появляются манипуляции предметами, иногда напоминающие их специфическое использование, но в действительности ребенок, производя эти действия, совсем не учитывает свойства и назначение предметов. Кроме того, эти манипуляции перемежаются неадекватными действиями (стучит ложкой по столу, бросает машинку, куклу и т. д.).

          Деятельность проблемного ребенка раннего возраста также отличается от нормально развивающегося. Ее характерными чертами являются: отсутствие целенаправленности с преобладанием неадекватных действий, равнодушие к конечному результату, наличие вербального (словесного) обозначения цели при неумении ее достигнуть. Не формируются и другие виды детской деятельности — игра, рисование, навыки самообслуживания, которые при нормальном развитии появляются к концу третьего года жизни. У многих проблемных детей наблюдается задержка формирования навыков опрятности, самостоятельности. Отставание в развитии речи начинается у таких детей с младенчества и продолжает накапливаться в раннем детстве.

          Не сформированы такие предпосылки речевого развития, как интерес к окружающему, эмоционально-волевая сфера, в частности эмоциональное общение со взрослыми, не сформирован фонематический слух, не развит артикуляционный аппарат.

          Многие дети с психофизическими нарушениями начинают говорить только после трех лет. Речь настолько слабо развита, что не может осуществлять и функцию общения.

          К сожалению, недоразвитие коммуникативной функции речи не компенсируется и другими средствами общения, в частности мимико-жестикуляторными.

          Амимичное (лишенное мимики) лицо, плохое понимание жеста, употребление лишь примитивных стандартных жестов отличают умственно отсталых детей от безречевых детей с другими нарушениями.

          При построении эффективной коррекционной работы с такими детьми, необходима своевременная диагностика.

          Суть ранней помощи заключается в развитии социальных отношений с другими людьми, независимости и самостоятельности в повседневных делах и вовлеченность в жизненные ситуации.

          Это значит, что оценка должна дать специалистам информацию о том, как ребенок функционирует в повседневной жизни, насколько он вовлечен в них, что умеет делать самостоятельно, в чем нужна помощь, какой степени; умеет ли ребенок общаться и взаимодействовать с другими людьми, чувствует ли он себя частью общества.

          При диагностике детей раннего возраста возможно использование скрининговых опросников. Таких как:

     • Опросник Громовой О.Е. «Путь к первым словам и фразам».

     • M-chat (Модифицированный Скрининговый Тест на Аутизм для Детей. 2-этапный родительский отчёт как скрининговый инструмент для оценки риска Расстройства Аутистического Спектра (РАС)).

          А также используются диагностические пакеты, например:

     • Забрамная С.Д., Боровик О.В. Методические рекомендации к пособию "Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей" авторов С.Д. Забрамной, О.В. Боровика.: Пособие для психолого-педагогических комиссий.

     • Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста методическое пособие. С приложением альбома «Наглядный материал для обследования детей» Под редакцией Е. А. Стребелевой.

     • Архипова Е.Ф. Ранняя диагностика и коррекция проблем развития. Первый год жизни ребенка. Пособие для специалистов Службы ранней помощи детям и родителей.

     • Шереметьева Е.В. Диагностика психоречевого развития ребенка раннего возраста.

     • Методика оценки базовых речевых и учебных навыков (ABLLS-R; VB-MAPP) Марк Сандберг.