ЛНР, г. Луганск, ул. Рислянда, 10
Телефон: +7959133 17 94 Email:lug2023pmpk@mail.ru

Если ребенок с нарушениями зрения в классе

В помощь учителю общеобразовательной школы при наличии в классе ребёнка с нарушением зрения.

К актуальной проблеме успешного интегрированного обучения ребёнка с нарушением зрения относится вопрос компетенции учителя общеобразовательной школы.

Советы учителю — важная составляющая часть сложной системы специального педагогического сопровождения, необходимого ребёнку с особыми возможностями здоровья во время интегрированного обучения.

Последствия нарушения зрения, которые проявляются в обучении

1. На близком расстоянии

Последствия нарушения зрения

Методические рекомендации

Ребёнок не читает мелкий шрифт

 

Использовать лупу

 

Ребёнок читает мелкий шрифт, но быстро утомляется

Использовать рабочие тетради с достаточно контрастной разлиновкой

Подобрать соответствующую ширину строк, расстояние между линиями (поручить родителям)

Обеспечить достаточное освещение рабочего места

Следить, чтобы не было отсвечивания

Ребёнок не читает (читает с трудностями) написанное карандашом

Использовать фломастеры, чёрные гелевые ручки.

Ребёнок слишком низко наклоняется над тетрадью

Позволить ребёнку выбирать расстояние до тетради самостоятельно

Использовать специально разлинованные тетрадные листы (поручить родителям)

Трудности:

- при списывании из учебника;

- при ориентировании на рабочем листе;

- при поиске письменных принадлежностей и других предметов

Создать чёткие правила порядка

и систематически придерживаться их.

Создать систему условных знаков для списывания из учебника (цветные значки, нумерация строк)

Тексты и рисунки большого формата не воспринимаются ребёнком целостно из-за ограниченного поля зрения или слишком близкого расстояния до книги.

Исследовать рисунки поэтапно (например, путём закрывания отдельных деталей)

Дать ребёнку больше времени на исследование

Использовать лупу

Нарушение мелкой моторики вследствие несогласованных действий глаза и руки (при письме и работе с ножницами)

Использовать фломастеры и чёрные гелевые ручки

Использовать специально разлинованные тетрадные листы (поручить родителям)

Выделять контур линии обреза

Дать ребёнку больше времени

 2. На дальнем расстоянии

Списывание с доски невозможно или затруднено вследствие низкой остроты зрения

Правильно выбрать рабочее место:

- средний ряд, первая парта;

- обязательно проговаривать написанное на доске;

- давать ребёнку записанное на доске в виде индивидуальной карточки.

Соблюдать требования к записям на доске:

- писать чётким почерком, качественным мелом, только на чистой доске;

- подбирать цветные мелки, контрастирующие с цветом доски;

- делать надписи большими буквами (15-17 см).

Разрешать ученику подходить к доске

Систематически тренироваться списывать с доски

Использовать рекомендованные врачом очки

Пользоваться помощью соседа по парте

Рассматривание предметов на расстоянии невозможно или сильно затруднено

Демонстрировать предметы непосредственно перед учеником

Разрешать ученику подойти и рассмотреть предмет вблизи

Размещать плакаты, карты, рисунки не слишком высоко

Развивать восприятие другими анализаторами (слух, осязание)

Действия учителя (других учеников) не распознаются на большом расстоянии

Проговаривать действия

Разрешать ребёнку наблюдать с более близкого расстояния

Мимика и жесты учителя не распознаются на расстоянии, отсутствует зрительный контакт с учителем

Компенсировать проговариванием

Ограниченная ориентировка в пространстве

Разучить маршруты к определённым помещениям

 3. При физическом воспитании и двигательной деятельности

Воспроизведение упражнений, показанных на расстоянии, невозможно или почти невозможно

Для сохранения интереса у ребёнка упражнение следует проговаривать, показ осуществлять вблизи

Подчёркивать успехи ребёнка

Затруднённое восприятие большого пространства (спортзала)

По возможности использовать контрастные обозначения

Привести освещение спортзала в соответствие с нормами

Ребёнок чувствует своё участие в игре (особенно с мячом) нецелесообразным

Ограничить игровое поле дополнительными средствами: флажками, кеглями и т. д.

Дать ребёнку возможность сориентироваться (выучить игровое поле)

Дать ребёнку (по возможности) выбрать подходящий мяч (мягкий, красный, белый и т. д.)

Использовать (по возможности) яркую командную форму или повязки

Комментировать процесс игры

При необходимости менять правила игры

Поведение слабовидящего ученика привлекает внимание (напр., желание подойти вплотную, неуверенность, неуклюжесть при выполнении упражнений и участии в игре, трудности с координацией, утрата интереса и низкая мотивация)

Проявлять полное понимание в соответствующих ситуациях

Применять индивидуальный подход

Повторить инструктаж на близком расстоянии

Предложить дополнительную помощь

Выбрать для слабовидящего ребёнка более простое задание в групповой игре

В случае необходимости обратиться к психологу

В самочувствии слабовидящего ребёнка проявляются негативные симптомы (утомлении, головная боль, резь в глазах, увеличение косоглазия, тошнота, страх)

При необходимости использовать очки для занятий спортом (если имеются)

Подбирать упражнения в соответствии с заболеванием ребёнка, учитывать ограничения при высокой степени миопии, заболеваниях сетчатки, астигматизме:

- запрещены прыжки;

- запрещены резкие наклоны вниз;

- запрещены большие нагрузки;

- запрещены перекатывания.

Действовать в соответствии с рекомендациями врача-окулиста и выработанной на их основе индивидуальной программой

 4. На уроках ручного труда

Ребёнок не может использовать материалы мелкого плетения и малого размера

Ребёнок может использовать материалы мелкого плетения и малого размера, но быстро утомляется

Использовать материал крупного плетения хотя бы при ознакомлении с новыми приёмами

Предоставить ученику самостоятельно решать, может ли он работать с тонким материалом

Использовать спицы для вязания №7-10, иголки для вышивания №14-16, крючки для вязания №7-10

Небольшое расстояние от глаз:

- затрудняет ориентирование на рабочем месте;

- усложняет аккуратное выполнение работы

Выработать и придерживаться чётких принципов порядка

Использовать контрастные поверхности и материалы

Использовать индивидуальное освещение рабочего места

Использовать оптические и тактильные отметки

Неуверенность при работе с оборудованием приводит к неправильной оценке опасных ситуаций

Подробнее ознакомиться с оборудованием в индивидуальном порядке:

- детальное рассмотрение;

- обследование на ощупь;

- демонстрация в действии

Трудности целостного восприятия действия (взаимодействие глаз-рука)

Работать индивидуально с учеником (ведущая рука учителя)

Разделять процесс работы на этапы

Проговаривать действия

5. Общие трудности

Ученик быстро утомляется

Придерживаться правил гигиены труда и отдыха (делать перерывы для отдыха глаз):

- разрешать детям периодически смотреть в окно вдаль;

- разрешать детям иногда закрывать ладонями глаза, создавая темноту;

- разрешать детям по прочтении одного абзаца часто моргать глазами

Использовать все возможные дополнительные оптические и неоптические приспособления для предупреждения быстрой утомляемости

Освещение в классе влияет на зрение:

- недостаток света;

- избыток света;

- отсвечивание

Организовать оптимальное освещение рабочего места

При светобоязни (альбинизм и пр.) подбирать рабочее место вместе с ребёнком (как правило, в среднем ряду или спиной к окну, можно использовать козырьки)

При чувствительности к отсвечиванию устранять все возможные его источники (использовать непрямое освещение, шторы)

Опасность оказаться в особом положении в коллективе

Ознакомить всех учеников класса с проблемами слабовидящих детей с целью вызвать понимание и сочувствие, а не жалость (для этого можно показать сюжет о различных недостатках зрения, провести занятие-игру «Я плохо вижу»)

Стараться:

- помогать ровно столько, сколько это необходимо;

- помогать достичь самостоятельности насколько это возможно

Слабовидящий ребёнок не должен занимать особого положения в классе, он должен влиться в коллектив естественно и органично