В помощь учителю общеобразовательной школы при наличии в классе ребёнка с нарушением зрения.
К актуальной проблеме успешного интегрированного обучения ребёнка с нарушением зрения относится вопрос компетенции учителя общеобразовательной школы.
Советы учителю — важная составляющая часть сложной системы специального педагогического сопровождения, необходимого ребёнку с особыми возможностями здоровья во время интегрированного обучения.
Последствия нарушения зрения, которые проявляются в обучении
1. На близком расстоянии
Последствия нарушения зрения |
Методические рекомендации |
Ребёнок не читает мелкий шрифт
|
Использовать лупу
|
Ребёнок читает мелкий шрифт, но быстро утомляется |
Использовать рабочие тетради с достаточно контрастной разлиновкой Подобрать соответствующую ширину строк, расстояние между линиями (поручить родителям) Обеспечить достаточное освещение рабочего места Следить, чтобы не было отсвечивания |
Ребёнок не читает (читает с трудностями) написанное карандашом |
Использовать фломастеры, чёрные гелевые ручки. |
Ребёнок слишком низко наклоняется над тетрадью |
Позволить ребёнку выбирать расстояние до тетради самостоятельно Использовать специально разлинованные тетрадные листы (поручить родителям) |
Трудности: - при списывании из учебника; - при ориентировании на рабочем листе; - при поиске письменных принадлежностей и других предметов |
Создать чёткие правила порядка и систематически придерживаться их. Создать систему условных знаков для списывания из учебника (цветные значки, нумерация строк) |
Тексты и рисунки большого формата не воспринимаются ребёнком целостно из-за ограниченного поля зрения или слишком близкого расстояния до книги. |
Исследовать рисунки поэтапно (например, путём закрывания отдельных деталей) Дать ребёнку больше времени на исследование Использовать лупу |
Нарушение мелкой моторики вследствие несогласованных действий глаза и руки (при письме и работе с ножницами) |
Использовать фломастеры и чёрные гелевые ручки Использовать специально разлинованные тетрадные листы (поручить родителям) Выделять контур линии обреза Дать ребёнку больше времени |
2. На дальнем расстоянии
Списывание с доски невозможно или затруднено вследствие низкой остроты зрения |
Правильно выбрать рабочее место: - средний ряд, первая парта; - обязательно проговаривать написанное на доске; - давать ребёнку записанное на доске в виде индивидуальной карточки. Соблюдать требования к записям на доске: - писать чётким почерком, качественным мелом, только на чистой доске; - подбирать цветные мелки, контрастирующие с цветом доски; - делать надписи большими буквами (15-17 см). Разрешать ученику подходить к доске Систематически тренироваться списывать с доски Использовать рекомендованные врачом очки Пользоваться помощью соседа по парте |
Рассматривание предметов на расстоянии невозможно или сильно затруднено |
Демонстрировать предметы непосредственно перед учеником Разрешать ученику подойти и рассмотреть предмет вблизи Размещать плакаты, карты, рисунки не слишком высоко Развивать восприятие другими анализаторами (слух, осязание) |
Действия учителя (других учеников) не распознаются на большом расстоянии |
Проговаривать действия Разрешать ребёнку наблюдать с более близкого расстояния |
Мимика и жесты учителя не распознаются на расстоянии, отсутствует зрительный контакт с учителем |
Компенсировать проговариванием |
Ограниченная ориентировка в пространстве |
Разучить маршруты к определённым помещениям |
3. При физическом воспитании и двигательной деятельности
Воспроизведение упражнений, показанных на расстоянии, невозможно или почти невозможно |
Для сохранения интереса у ребёнка упражнение следует проговаривать, показ осуществлять вблизи Подчёркивать успехи ребёнка |
Затруднённое восприятие большого пространства (спортзала) |
По возможности использовать контрастные обозначения Привести освещение спортзала в соответствие с нормами |
Ребёнок чувствует своё участие в игре (особенно с мячом) нецелесообразным |
Ограничить игровое поле дополнительными средствами: флажками, кеглями и т. д. Дать ребёнку возможность сориентироваться (выучить игровое поле) Дать ребёнку (по возможности) выбрать подходящий мяч (мягкий, красный, белый и т. д.) Использовать (по возможности) яркую командную форму или повязки Комментировать процесс игры При необходимости менять правила игры |
Поведение слабовидящего ученика привлекает внимание (напр., желание подойти вплотную, неуверенность, неуклюжесть при выполнении упражнений и участии в игре, трудности с координацией, утрата интереса и низкая мотивация) |
Проявлять полное понимание в соответствующих ситуациях Применять индивидуальный подход Повторить инструктаж на близком расстоянии Предложить дополнительную помощь Выбрать для слабовидящего ребёнка более простое задание в групповой игре В случае необходимости обратиться к психологу |
В самочувствии слабовидящего ребёнка проявляются негативные симптомы (утомлении, головная боль, резь в глазах, увеличение косоглазия, тошнота, страх) |
При необходимости использовать очки для занятий спортом (если имеются) Подбирать упражнения в соответствии с заболеванием ребёнка, учитывать ограничения при высокой степени миопии, заболеваниях сетчатки, астигматизме: - запрещены прыжки; - запрещены резкие наклоны вниз; - запрещены большие нагрузки; - запрещены перекатывания. Действовать в соответствии с рекомендациями врача-окулиста и выработанной на их основе индивидуальной программой |
4. На уроках ручного труда
Ребёнок не может использовать материалы мелкого плетения и малого размера Ребёнок может использовать материалы мелкого плетения и малого размера, но быстро утомляется |
Использовать материал крупного плетения хотя бы при ознакомлении с новыми приёмами Предоставить ученику самостоятельно решать, может ли он работать с тонким материалом Использовать спицы для вязания №7-10, иголки для вышивания №14-16, крючки для вязания №7-10 |
Небольшое расстояние от глаз: - затрудняет ориентирование на рабочем месте; - усложняет аккуратное выполнение работы |
Выработать и придерживаться чётких принципов порядка Использовать контрастные поверхности и материалы Использовать индивидуальное освещение рабочего места Использовать оптические и тактильные отметки |
Неуверенность при работе с оборудованием приводит к неправильной оценке опасных ситуаций |
Подробнее ознакомиться с оборудованием в индивидуальном порядке: - детальное рассмотрение; - обследование на ощупь; - демонстрация в действии |
Трудности целостного восприятия действия (взаимодействие глаз-рука) |
Работать индивидуально с учеником (ведущая рука учителя) Разделять процесс работы на этапы Проговаривать действия |
5. Общие трудности
Ученик быстро утомляется |
Придерживаться правил гигиены труда и отдыха (делать перерывы для отдыха глаз): - разрешать детям периодически смотреть в окно вдаль; - разрешать детям иногда закрывать ладонями глаза, создавая темноту; - разрешать детям по прочтении одного абзаца часто моргать глазами Использовать все возможные дополнительные оптические и неоптические приспособления для предупреждения быстрой утомляемости |
Освещение в классе влияет на зрение: - недостаток света; - избыток света; - отсвечивание |
Организовать оптимальное освещение рабочего места При светобоязни (альбинизм и пр.) подбирать рабочее место вместе с ребёнком (как правило, в среднем ряду или спиной к окну, можно использовать козырьки) При чувствительности к отсвечиванию устранять все возможные его источники (использовать непрямое освещение, шторы) |
Опасность оказаться в особом положении в коллективе |
Ознакомить всех учеников класса с проблемами слабовидящих детей с целью вызвать понимание и сочувствие, а не жалость (для этого можно показать сюжет о различных недостатках зрения, провести занятие-игру «Я плохо вижу») Стараться: - помогать ровно столько, сколько это необходимо; - помогать достичь самостоятельности насколько это возможно Слабовидящий ребёнок не должен занимать особого положения в классе, он должен влиться в коллектив естественно и органично |