Упражнения для развития слухового восприятия
Проблема раннего начала коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения слуха, является одной из наиболее актуальных в специальной педагогике. Выявление нарушений слуха с периода новорожденности диагностируется чаще ко второму-третьему году жизни, а иногда и позже.
Предлагаю игры-занятия, направленные на формирование и развитие умения воспринимать разнообразные звучания. В играх ребенок знакомится со звуками окружающего мира, учится реагировать на них, воспринимать на слух звукоподражания, слова, словосочетания и фразы.
Первоначально игровые упражнения проводятся на слухозрительной основе. По мере того как малыш начинает уверенно справляться с игровыми заданиями, переходим к их предъявлению на слух. Каждый раз в случае ошибки предъявляем образец звучания. Вначале ребенку предлагаем ограниченный выбор – из 2-х резко противопоставленных по акустическому признаку звучаний. Постепенно расширяем выбор(до 3 – 5) и предлагаем звучания, более близкие по акустическим характеристикам.
Игры-занятия по развитию слухового восприятия проводятся с ребенком в течение 5 – 7 минут. Перед началом занятий необходимо познакомить ребенка со звучащими игрушками.
Игра «Где пищит?»
Оборудование: цветной коврик, резиновая игрушка с пищалкой.
Ход игры: взрослый прячет под коврик игрушку с пищалкой. Когда ребенок проходит, педагог наступает на игрушку и производит звук. Когда ребенок находит источник звука, взрослый предоставляет ему возможность самому извлечь игрушку из-под коврика. А затем вместе с малышом нажимает на игрушку и производит звук. Далее ребенку предлагается самому вызвать звук игрушки.
Игра «Кто как кричит?»
Цель: учить ребенка различать звукоподражания.
Оборудование: 3 собачки, 3 лошади, мешочек.
Ход игры: у взрослого в мешочке находятся 3 собачки и 3 лошадки. Он достает собачку, подносит ее к своим губам так, чтобы игрушка их не закрывала, произносит «аф-аф-аф», показывает, как собачка лает, и ставит на стол. Затем достает лошадку, называет тпру___, демонстрирует как она скачет, и ставит ее на другую сторону стола. Взрослый в разной последовательности называет игрушки, а ребенок берет названную игрушку, играет с ней, «лает» или «скачет» и убирает в мешочек. Когда ребенок научится различать данные звукоподражания при слухозрительном восприятии, можно переходить к их различению на слух.
Малыш учится различать на слух звукоподражания, в ответ на которые он должен произвести определенные действия с игрушками и произнести (как сможет) соответствующие звуки. Пары звукоподражаний должны меняться через каждые 2 – 3 дня. Как только ребенок начал различать звукоподражания из 2-х, нужно увеличить выбор до 3-х.
Статья подготовлена консультантом-учителем-дефектологом
ГУ ЛНР РПМПК Кириченко И.Н.