ЛНР, г. Луганск, ул. Рислянда, 10
Телефон: +7959133 17 94 Email:lug2023pmpk@mail.ru

Взаимодействие учителя-дефектолога с семьями детей с ОВЗ

                                                               Учитель-дефектолог

ГБУ ЛНР «Республиканская ПМПК»

                                            Белоусова Ю.А.

Взаимодействие учителя-дефектолога с семьями детей с ОВЗ

          Взаимодействие с родителями учащихся является одной из сложных сторон деятельности учителя-дефектолога, главной целью которой является помощь семье справиться с трудной задачей воспитания и обучения ребенка с ограниченными возможностями здоровья, способствовать социальной адаптации семьи. Как правило, родители выступают в роли пассивных наблюдателей или слушателей в образовательном процессе. Поэтому традиционные формы работы с родителями (консультации, беседы) не могут в полной мере позволить им стать полноценными участниками образовательного процесса.

          Как показывает опыт работы, ни одна педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, если в ней не задействована семья. Именно поэтому успех коррекционного обучения во многом зависит от того, насколько четко организуется преемственность в работе учителя-дефектолога и родителей.

          Важно приобщить родителей к коррекционной работе, ознакомить с приемами обучения.

          Учитель-дефектолог при работе с родителями детей с ОВЗ ставит перед собой следующие задачи:

     – информационная – проинформировать родителей об особенностях развития ребенка, сформировать адекватное восприятие ситуации и адекватные ожидания;

    – коммуникативная – научить общаться и правильно взаимодействовать с ребенком;

         – образовательная – научить родителей методам и приемам работы по развитию ребенка в домашних условиях.

          Общение с родителями необходимо начинать с объяснения им положительных особенностей их ребенка, его сильных сторон, на которых могут строиться его успехи в дальнейшем обучении и воспитании. Учителю-дефектологу важно найти эти сильные стороны вместе с родителями и основывать на них коррекционную работу. Данный вид общения поможет родителям стереть барьер непринятия своего «особого» ребенка, а также получить эмоциональную поддержку от специалиста.

          Таким образом, учитель-дефектолог располагает родителей к себе, а родители в свою очередь учатся необходимым приёмам обучения и общения со своим ребёнком. Если семья настроена на сотрудничество, то и ребенку легче заниматься, он позитивнее воспринимает задания и чувствует себя увереннее и успешнее.

    Также, необходимо отметить, что обратная связь учителя-дефектолога с родителями является немаловажным компонентом в успешности коррекционной работы.  Родитель всегда может обратиться за помощью к специалисту в случае сомнений или затруднений. Регулярное выполнение заданий учителя-дефектолога не только помогает ускорить процесс коррекции, но и прививает детям ответственность, усидчивость, самоконтроль и позволяет использовать полученные знания на практике.

         Таким образом, сотрудничество учителя-дефектолога и семьи, имеющей ребенка с ограниченными возможностями здоровья позволяет создавать соответствующее коррекционно-развивающее пространство, базирующиеся на конструктивных родительских установках и позициях по отношению к собственному ребенку. Хороших результатов при таком сотрудничестве можно добиться лишь ориентируясь на индивидуальные особенности ребёнка, находясь на каждом этапе освоения знаний столько, сколько необходимо ребёнку, поощряя успехи и поддерживая его в сложных периодах.