ЛНР, г. Луганск, ул. Рислянда, 10
Телефон: +7959133 17 94 Email:lug2023pmpk@mail.ru

ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ

 

Готовность к школе

Поступление в первый класс — значимое и важное событие в жизни ребенка. У него начнется новая жизнь, с иными правилами, нагрузками, режимом. Ему придется решить множество задач: познакомиться с новыми людьми, приобрести друзей, научиться организовывать свое время, привыкнуть к новому распорядку.

В Луганской Народной Республике прием детей  в первый класс проводится согласно  Законодательству (Приказ МОН ЛНР № 163 от 05.05. 2016 «Об утверждении Порядка приема в первый класс детей в возрасте младше 6 лет и 6 месяцев или старше 8 лет в общеобразовательные учреждения Луганской Народной Республики»).

Готов ребенок к новой школьной жизни или нет, определяется по совокупности таких особенностей:

Физическая готовность

(Уровень физического и биологического развития, состояние здоровья).

  1. Рост, масса.
  2. Зрелость пищеварительной и мочевыделительной системы.
  3. Состояние здоровья и анализаторных систем.
  4. Общее физическое развитие (ловкость, скорость, сила, скоординированность движений).
  5. Работоспособность, утомляемость.
  6. Уровень развития основных видов движений (бег, прыжки, наклоны, приседания, ползание).
  7. Развитие мелкой моторики рук (держать ручку или карандаш, проводить четкие линии, перекладывать мелкие предметы, складывать лист бумаги).
  8. Гигиенические умения, навыки самообслуживания (умываться, мыть руки, пользоваться туалетом, застегиваться и завязывать шнурки, следить за своим внешним видом, собирать, складывать и убирать свои вещи).

Психологическая готовность

(Психологическая готовность ребёнка к школе, или школьная зрелость, – это комплексный показатель, который позволяет прогнозировать, насколько успешно будет учиться первоклассник).

Психологическая готовность включает в себя следующие аспекты:

Интеллектуальная готовность

» Достаточный багаж знаний об окружающем мире;

» Любознательность, потребность в получении новых знаний;

» Умение анализировать сказанное, делать выводы, высказывать собственные мысли;

» Развитую речь, достаточный словарный запас;

» Устойчивое внимание.

Социальная готовность

» Стремление общаться со сверстниками, устанавливать с ними дружеские отношения;

» Умение выслушивать собеседника;

» Понимание социальной иерархии, готовность подчиняться требованиям старших;

» Умение уступать в споре и делиться, быть толерантным.

Личностная готовность

» Сознательно принимать позицию школьника и иметь устойчивую внутреннюю мотивацию к обучению.

Эмоционально-волевая готовность

» Принятие целей образовательной деятельности и положительное отношение к ним;

» Способность подчинять свои мотивы коллективным;

» Умение сознательно управлять своим поведением в соответствии с нравственными установками;

» Стремление преодолевать трудности;

» Присутствие сдержанности, усидчивости, самостоятельности, настойчивости, дисциплинированности и организованности.

Специальная готовность

(Основные или универсальные учебные умения)

Называть буквы; читать слоги или слова; считать, прибавлять и отнимать в пределах 10; писать отдельные элементы; рисовать простые предметы; выполнять несложные физические упражнения.

Готовность к школьному обучению формируется у детей в период между шести- и семилетним возрастом. Однако каждый ребенок имеет индивидуальный темп развития. Решение о том, отдавать ли его в школу, должно приниматься на основе оценки всего перечня необходимых качеств.

Если же родители и ребенок изъявляют желание начать обучение ранее 7 летнего возраста, то ребенку необходимо пройти психолого-медико-педагогическую комиссию. Данная процедура позволит комплексно и всесторонне изучить и определить параметры зрелости будущего школьника.

Для определения состояния здоровья перед поступлением в школу ребенок должен пройти медицинский осмотр и получить заключение о том, что он здоров и может обучаться в общеобразовательном учреждении. Особое внимание уделяется проверке зрения и слуха, которые имеют первостепенное значение для восприятия информации.

При наличии каких-либо медицинских отклонений или противопоказаний необходимо отсрочить зачисление в первый класс, пройти курс лечения или позаботиться о создании для ребенка специальных условий обучения. Психолого-медико-педагогическая комиссия отражает это в своих рекомендациях.

Особенности познавательной сферы, проявления характерных черт поведения, способности к взаимодействию с окружающими отражает характеристика из дошкольного заведения, в котором ребенок находился.

Немаловажную роль при проведении психолого-медико-педагогической комиссии играет беседа с родителями. Она позволяет определить особенности мотивации к учебной деятельности. Важно, чтобы  положительная мотивация ребенка не базировалась на внешних аспектах (приобретение новой одежды, школьного рюкзака,  канцелярских принадлежностей и т.д.). А мотивация родителей не сводилась лишь к стремлению попасть в определенный класс или определенному педагогу.

В ходе психолого-педагогического обследования  специалистами психолого-медико-педагогической комиссии определяются основные компоненты школьной зрелости или готовности. Это и уровень осведомленности об окружающем мире, и развитие речи, и особенности памяти, внимания, активность, утомляемость и т. д.  При беседе и наблюдении за ребенком выявляются особенности эмоциональной сферы, умение управлять своими желаниями, настроением. Именно  высокий уровень эмоционально-волевой готовности к школе является ключом к успешному обучению. Ведь в таком случае, даже имея проблемы на начальном этапе школьной адаптации, ребенок сможет их преодолеть и не будет испытывать трудности в дальнейшем.

Родитель, зная и понимая критерии готовности ребенка к обучению в школе, должен суметь оценить соответствие этим критериям. А, исходя из этого понимания, решить, стоит ли отдавать ребенка в школу именно сейчас.

Статья подготовлена консультантом-практическим психологом

(по вопросам интеллектуального развития) ГУ ЛНР РПМПК Чернявской Е.А.