Рекомендации родителям по развитию
ребенка с нарушением слуха
При формировании личности ребенка с нарушениями слуха значимость семьи существенно возрастает. От взаимоотношений детей с родителями зависит, насколько адекватным будет их взаимодействие с окружающей средой. При участии родителей в коррекционно-воспитательной работе наиболее успешно преодолеваются нарушения в развитии личности.
Для формирования гармоничной личности, для развития у ребенка адекватной самооценки, необходимой для установления правильных взаимоотношений с окружающими людьми, рядом с ребенком должен находиться любящий и понимающий его взрослый человек.
Родителей детей с нарушениями слуха можно разделить на две группы: родители с нормальным слухом и родители, также страдающие нарушением слуховой функции. В зависимости от того, к какой группе относятся родители, выделяются следующие типы отношений к глухому ребенку:
- полное принятие;
- нереалистическое отношение;
- сверхопека;
- безразличие.
Фазы психологического осознания родителей с нормальным слухом:
- растерянность, страх, чувство собственной неполноценности. Может ухудшиться обстановка в семье;
- отрицание поставленного диагноза и негативизм. Чувство надежды. Отказ от обследования ребенка и проведения каких-либо коррекционных мероприятий;
- угрызение совести, обида (Почему именно мой?);
- самостоятельное, сознательное обращение родителей к специалисту.
У глухих детей глухих родителей в семье более благополучная эмоциональная обстановка, чем у глухих детей слышащих родителей. В каждой семье есть определенные нормы поведения, соблюдение которых обеспечивает согласие, дружбу, спокойную жизнь, а это главное условие правильного воспитания.
Родительские позиции в семьях, где есть дети с нарушениями развития, часто отличаются неадекватностью, неприятием и сиюминутностью.
Родительская позиция по отношению к ребенку с нарушением слуха оказывает существенное влияние на его развитие личности . Долговременная деформация, искажение отношения к ребенку со стороны одного или обоих родителей становится фактором риска, способным привести к нарушениям в развитии его личности.
Прислушивайтесь к своим детям!
Учитель-дефектолог
Кириченко И.Н.